Все сообщества / Методическая копилка / Методическая литература по теме сиротства |
Участники сообщества: |
Упражнения и игры с приемными детьмиКОНСУЛЬТАНТ Приложение по правовым и методическим вопросам помощи детям-сиротам и детским учреждениям Упражнения для групповой и индивидуальной работы с приемными детьми
«Термометр раздражения» Цель этого упражнения – обратить внимание на раздражение и злобу, как на чувства, превалирующие у подростков в критических ситуациях и часто используемые для того, чтобы скрыть другие переживания, более сложные в выражении, такие как печаль или неприятие. Помочь подросткам исследовать свое раздражение и его корни. Использовать термометр для облегчения обсуждения того, какие проблемы вызывает раздражение в их повседневной жизни и как можно справляться с ним. Материалы: экземпляр картинки термометра. Идея заключается в том, что раздражение подобно температуре. Отметьте с учащимися на картинке термометра: 0° С – состояние покоя и полного контроля над собой и 190° С – точка, когда мы «закипаем», когда наши эмоции выливаются наружу и мы теряем над собой контроль. Предложите учащимся (можно делать эту работу в парах) подумать над тем, когда они сами становятся раздражительными, и оценить, какие они проходят при этом ступени, – отмечая их на схеме термометра. Сначала сконцентрируйтесь на промежутке от 0° до 25°, когда подросток начинает чувствовать себя несправедливо обиженным. Около термометра, в соответствующем промежутке подросток должен написать, когда и в каких ситуациях он чувствует, что к нему необоснованно придираются или несправедливо третируют. Затем нужно проделать ту же работу со всеми остальными ступенями. Обсудите проделанное. Предложения для взрослых: проделайте работу с термометром относительно своих собственных переживаний – это поможет установить контакт с подростком и даст почву для полезных сравнений. Обратите особое внимание на уровень «кипения» – 100°, когда человек теряет над собой контроль. Обсудите, как проявляется злость, что люди при этом делают?
Существует два варианта этого упражнения: «индивидуальные дистанции» и «групповая дистанция». Групповой вариант выполняется следующим образом. Один человек стоит в центре круга. Участники держатся за руки. Они по команде центрального участника подходят ближе или отходят дальше от него, изменяя величину круга. Можно варьировать движение: подходить медленно, быстро, спиной и т. д. Когда центральный участник чувствует, что ему становится уже некомфортно, он говорит «стоп» – и вся группа замирает. Индивидуальный вариант выполняется несколько иначе. К центральному участнику по очереди подходит каждый член группы. Он двигается до тех пор, пока центральный участник не скомандует: «Стоп», то есть, пока он не начнет чувствовать дискомфорт. Движение можно варьировать, как и в групповом варианте. Материалы и упражнения для отработки коммуникативных и социальных навыков «Активное слушание» Вводная информация. Активное слушание включает принятие человеком ответственности за то, что он слышит, путем подтверждения, уточнения, проверки значения и цели получаемого от другого сообщения. Активное слушание помогает понять, насколько у вас с вашим собеседником сходны мнения, интересы, цели, расходятся ли они или частично сходятся. Оно помогает понять аргументы вашего собеседника, ход его мысли, его эмоциональное состояние. Это позволяет показать вашу заинтересованность и, с другой стороны, помогает привлечь внимание собеседника к вашим словам, вовлечь в обсуждение своих сообщений. Человек нам благодарен, если находит в нас интерес и внимание, а значит, и к нашим проблемам и доводам он отнесется с большим участием. Активное слушание необходимо при деловом общении, оно помогает сориентироваться в проблеме. Часто люди стремятся переговорить других, привести свои аргументы, а не выслушать и понять аргументы другого. Такая позиция мешает им договориться, прийти к компромиссу, обычно они вследствие этого оказываются еще дальше в своих позициях, чем были до разговора, и уходят обиженными и разочарованными.
Участвует 5 человек. Проводится 2 раза с пятью разными участниками. Четырех человек просят выйти из комнаты, предупреждая, что их будут вызывать по одному для передачи информации. Первому участнику зачитывается текст. После этого ведущий вызывает второго участника в комнату, а первого просит передать ту информацию, которую он запомнил. Затем второй передает третьему и т.д. Информацию последнего сверяют с исходным текстом. Во время передачи информации оставшаяся часть группы регистрирует, кто упустил информацию, исказил, привнес свою. Результаты обсуждаются в группе. Первая пятерка передает неформальную информацию, вторая – деловую. Инструкция участникам
Помогало ли это понять собеседника? Трудно ли было придерживаться правил? Что понравилось, что было сложным?
Перефразирование – это формулировка той же мысли, но своими словами. Перефразирование сообщения дает возможность говорившему увидеть, что его понимают неправильно, а если его понимают неправильно, то своевременно внести коррективы в сообщение. Перефразирование можно начать словами: «По вашему мнению...», «Другими словами, вы считаете...». Резюме – это короткое сообщение основных идей и чувств говорившего, как бы вывод из всего того, что было сказано человеком. Этот прием применим в продолжительных беседах. Резюме помогает соединить фрагменты разговора в смысловое единство, позволяет осмыслить, к чему пришли собеседники. Ключевыми словами могут быть: «Если подытожить сказанное вами, то...», «Если исходить из того, что вы сказали, то выходит, что...». Резюме особенно уместно при расхождении мнений, в случае претензий, разногласий. Метод отражения чувств означает, что словами передаются чувства говорящего, которые, по вашему предположению, он испытывает. Общение во многом зависит не только от фактической информации, но и от чувств, эмоциональных реакций. Отражение чувств помогает говорящему полнее осознать свое эмоциональное состояние, это снижает эмоциональную напряженность, в более спокойном состоянии человек может объективно оценить ситуацию. В то же время отражение чувств позволяет показать, что мы слышим и понимаем собеседника, его состояние! Восточная мудрость гласит: «Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют». Для отражения чувств можно использовать фразы типа: «Мне кажется, вы чувствуете...», «Вероятно, вы чувствуете...». Важно учитывать и интенсивность чувств: «Вы несколько расстроены (очень, чуть-чуть)». Навык ориентации в проблеме Это упражнение направлено и на отработку навыка делового общения «ориентация в проблеме». Упражнение выполняется парой в центре круга. «Вы сейчас попробуете разобраться в проблеме, которая есть у вашего собеседника, используя три приема. То есть, решать проблему, спорить, давать советы не надо, надо лишь уточнить проблему». Общее направление проблемы задается второму участнику. Например: друг взял без спроса твою вещь, ты остался без полдника, родитель не пускает на дискотеку, тебя наградили поездкой в Москву, тебе понравился друг твоей подруги и др., с чем предположительно могут сталкиваться подростки. Детали придумываются самим участником. Ведущий просит строго придерживаться приемов, показывая номер приема на пальцах. После выполнения участники меняются ролями. Затем упражнение выполняется другими парами.
Какие чувства возникали при использовании трех приемов? Часто ли звучали домыслы и оценочные суждения, трудно ли было их избегать? Помогло ли использованные приемы разобраться в проблеме? Навык аргументации своей точки зрения, отстаивание своих интересов «Разные ответы» Перед выполнением упражнения с участниками обсуждается, как они понимают отличие уверенных ответов от неуверенных, агрессивных, ведущий подводит итог и представляет примеры подобных ответов. Ведущий заранее составляет список сложных ситуаций, в которых гипотетически могут оказаться участники. Например: «Друг просит у тебя машинку, а ты сам взял ее только что поиграть. Ты говоришь...». Группе предлагается первая ситуация из списка, выбираются три добровольца, которые демонстрируют неуверенный, агрессивный и уверенный ответы в данной гипотетической ситуации. После выполнения группа обсуждает, какие ответы получились у участников, при этом важно обратить внимание не только на вербальные, но и на невербальные компоненты. В следующей ситуации участвуют другие три члена группы. В дальнейшем можно использовать одну ситуацию на одного человека, чтобы он попробовал дать неуверенный, агрессивный и уверенный ответ в данной ситуации.
Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться |