Все сообщества / Выпускнику / Научные статьи |
Участники сообщества: |
Выпускник в самостоятельной жизни. Г. И.СемьяВыпускниками учреждений для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица, находящиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения (ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.96 г.). По статистике, ежегодно в России около 16 тысяч выпускников образовательных учреждений для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начинают самостоятельную жизнь. Структура их устройства по трем видам учреждений – детский дом, школа–интернат, детский дом–школа – приведена в таблице (по данным В.В. Белякова, Минобразования России): Показатели Год выпуска 1999 2000 Число выпускников, из них детей–сирот 9488/8139 9611/8706 Устроились на работу 609 1297 Поступили в ПТУ 3705 4311 Поступили в СУЗ 2013 2053 Поступили в ВУЗ 306 356 Направлены в спецПТУ 324 399 В 2001 г. было выпущено 9783 воспитанника, примерно столько же выпускников коррекционных образовательных учреждений для детей–сирот покидают стены своих учреждений, ставших для них домом. Вступая в самостоятельную жизнь, они сталкиваются с проблемами жилья, поиска работы, организации быта, питания, обеспечения себя прожиточным минимумом, взаимодействия с широким социумом, организацией свободного времени, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи и многими другими. Одной из главных задач, стоящих перед государством в отношении выпускников, является обеспечение их социальной защищенности как результата реализации социальной защиты, возможности полноценной жизни. Проблема чрезвычайно сложная, так как в отличие от ребенка из семьи выпускник, оставшийся без попечения родителей, должен быть гораздо раньше готовым к самостоятельной жизни, и остается он в ней без поддержки, "тыла" со стороны родственников. Анализ нормативных документов (Конвенция ООН о правах ребенка, законодательство РФ), изучение социологической, философской, психологической, педагогической литературы позволяют определить социальную защиту как систему, представляющую единство государственной, общественной, психолого–педагогической, семейной защит и самозащиту личности. Целью системы социальной защиты детей–сирот является создание условий, направленных на обеспечение выживания, развития и активного участия выпускников в жизни общества. Исходя из этого, сущность социальной защиты выпускников из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключается в обеспечении их необходимыми условиями, гарантирующими жизнь, здоровье, жилье, дальнейшее образование, работу (возможность самореализации в труде в соответствии с психофизиологическими возможностями, профессиональными интересами и намерениями), активное участие в общественной жизни общества, получение поддержки в кризисные периоды жизни. Тогда социальная защищенность – это реализация человеком своих прав (на жилье, работу, семью и т.д.) в соответствии со своими потребностями и возможностями. Принятая в России законодательная база по социальной защите выпускников из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гарантирует права выпускников практически во всех жизненно важных сферах, предоставляет дополнительные льготы, посильно обеспечивает равные стартовые возможности выпускникам этой категории. Однако в реальной жизни ряд законов не имеет до конца разработанный механизм реализации; законодательная деятельность субъектов Российской Федерации противоречит Федеральным законам, судебная, пенитенциарная системы не учитывают особенностей развития выпускников и т.п. Ряд законов, нацеленных на оказание помощи, на практике закрепляет иждивенчество. Например, закон, гарантирующий право на получение бесплатного второго начального профессионального образования, превратил обучение в бесплатную "кормушку" без мотивации трудовой деятельности. Права и льготы, предоставляемые выпускнику при получении статуса безработного, позволяют неплохо жить достаточно продолжительное время. Такая ситуация не мотивирует выпускника на поиск работы, закрепления на рабочем месте. С другой ситуацией столкнулись специалисты г. Москвы, где проблема предоставления жилья решена полностью. Оказалось, что более половины выпускников не живут на своей площади и практически все не платят квартплату. Здесь уже речь идет не столько о правах, сколько о выполнении обязанностей, которые неотделимы от прав. Наши исследования показали, что важным фактором минимизации эффективности действия законов являются особенности социально–психологического статуса выпускников, для которого характерны неразвитый социальный интеллект, иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, отношений собственности, сниженный уровень собственной активности, повышенная внушаемость, готовность принимать асоциальные формы поведения, завышенная или слишком заниженная самооценка, неадекватность уровня притязаний, рентные установки, повышенный уровень виктимности, рецептивные ориентации в поведении, и т.п. качества являются результатом пребывания в образовательных учреждениях для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Условия жизнедеятельности и развития детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, формируют у воспитанников особую внутреннюю позицию так называемого психологического капсулирования, которое состоит в отчужденном отношении к другим, социальному миру. Психологическое капсулирование усугубляется при столкновении ребенка с реальной жизнью. Состояние психологического капсулирования приводит к стремлению субъекта находиться в освоенных стереотипах жизнедеятельности в условиях ограниченного социального пространства, которое определяет развитие субъекта, прежде всего, как социальной единицы, нацеленной на реализацию простейших социальных ожиданий. Для преодоления состояния психологического капсулирования необходимы условия, выводящие ребенка за пределы ограниченного социального пространства, что, как показывает практика, крайне сложно в условиях детского дома. Остановимся на некоторых характеристиках психологического статуса выпускника. Рентные установки. Отслеживание дальнейшей жизни выпускников в постинтернатный период позволило выявить ряд типичных социальных моделей поведения, таких как: 1) объединение ребят в одной квартире для проживания и сдача освободившейся комнаты в аренду; 2) после окончания первого ПТУ вместо работы идут "учиться" во второе и при этом не ходят на занятия, но зато находятся на полном государственном обеспечении; 3) вместо устройства на работу обращаются на биржу труда, где выплаты по безработице существенно выше возможного заработка. Таким образом, вместо проявления активной экономической позиции многие выпускники пытаются получить максимум того, что может дать статус "сироты" или "оставшегося без попечения родителей". Специалисты органов опеки и попечительства говорят о том, что часто при обращении к ним выпускники спрашивают: "А что я еще могу бесплатно получить?" Такое поведение свидетельствует о наличии в "Я–концепции" выпускника рентных установок. Виктимность. Наличие повышенного уровня виктимности, то есть высокой вероятности стать жертвой насилия, шантажа, обмана, жестокости, подтверждается данными по исследованию личностной структуры, характерологических и патохарактерологических свойств выпускников интернатных учреждений, которые обратились за юридической и социальной помощью в Благотворительный Центр "Соучастие в судьбе". Исследования проводились по тестовой батарее ММРI (Миннесотская многофакторная личностная анкета) в адаптированном варианте. Типичным является следующий профиль, полученный при обследовании выпускницы К., обратившейся в суд по поводу признания недействительной сделки по жилью (обращение было сделано по настоянию юриста и социального педагога): • шкала EU (эмоциональная нестабильность) – "зашкаливание" до уровня патологии; • шкала L (лживость) – показатель ниже среднего уровня нормы (т.е. перед нами "неадекватно честный человек", практически не умеющий врать, даже когда это необходимо); • шкала D (демонстративность поведения, манипулятивность) – показатель значительно ниже границы нормы (близкое по значению подтверждение результата по предыдущей шкале и свидетельство отсутствия некоторых важнейших социальных навыков); • шкала R (ригидность – инертность, негибкость психики) – показатель существенно выше нормы (признак, у молодых лиц обычно сопутствующий последствиям раннего психоневрологического заболевания); • шкала Рсr (психопатичность асоциального, криминогенного плана) – показатель по нижней границе нормы; • шкала V (социальная виктимность, склонность оказываться жертвой насилия, агрессии и обмана – мультифакторная объединенная супершкала) – "зашкаливающий" показатель четвертой степени, т.е. максимальный. Таким образом, можно выделить следующие характерные особенности индивидуального психологического развития выпускников: а) интеллектуальная недостаточность, выраженная в умеренной степени, при значительной дисгармоничности умственного развития; б) стойкий компонент инфантилизма – личностной незрелости, недоразвитости, главным образом, в плане общения, понимания себя и других людей, их и своих собственных интересов; из этого вытекает, что при формальной вменяемости обследуемой свойственна практическая неспособность целенаправленно строить свою жизнь и последова–тельно отстаивать свои интересы и права; в) эмоциональная неустойчивость: снижение способности противостоять стрессовым нагрузкам, склонность действовать под влиянием аффекта, импуль–сивно, без учета реальности; г) повышенная внушаемость – некритическая доверчивость и подвержен–ность манипулятивным психологическим воздействиям Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться |