Все сообщества / Выпускнику / Неудачники |
Участники сообщества: |
Социализация выпускников детских домов
«Только 10 % из них находят свое место в жизни, остальные – становятся алкоголиками, наркоманами, преступниками, бомжами». Что нужно сделать, чтобы получить такое клеймо, стигму, которую там часто воспроизводят и специалисты, и общественное мнение? Всего лишь – оказаться выпускником детского дома или интерната. В настоящее время группа энтузиастов собирает реальную статистику того, как складываются судьбы выпускников. Многие подростки, обладающие запасом жизнестойкости или встретившие мудрого наставника, умудряются избегать негативных последствий жизни вне семьи. В жизни многих других системные следствия социального сиротства, к сожалению, вполне реальны.
Учебой счастлив будет? БФ Большая перемена помогает ребятам из детских домов реализовать свой потенциал и начать жить полноценной жизнью Когда ребенок с рождения находится в сиротском учреждении его знания и представления о будущей самостоятельной жизни в «большом» обществе складываются из опыта взрослых, сотрудников интерната, передаваемого в виде устных советов и бесед, а также рассказов детей, имеющих опыт проживания в семье. По сравнению с воспитанниками школ–интернатов, дети из детских домов, которые обучаются в общеобразовательных школах по месту жительства, находятся в менее ограниченной среде. В общеобразовательной школе адаптация детей-сирот к новому социальному окружению проходит лучше в младших классах, поэтому благоприятной социализации ребенка-сироты в школе лучше начинать обучение с первого класса. В начальной и средней школе, как отмечают учителя, что дети-сироты между собой хорошо общаются и поддерживают друг друга, что помогает им частично компенсировать отсутствие семьи. Но учеба менее важна, чем эмоциональное тепло, а усвоение программы не помогает преодолеть отчуждение. В средней школе у детей из детского дома появляются трудности: плохое поведение, невнимательность на уроках, грубость. Обычно они тяжело переживают плохие оценки, обижается. При переходе из младшего школьного возраста в подростковый у детей-сирот повышается переживание социального стресса, снижается страх при проверке знаний, возникают новые трудности в самовыражении. Ребенок испытывает чувство вины, обиды, злости, гнева, раздражения, покинутости. Он не верит в то, что он кому-то нужен, что он в безопасности, что у него что-то получится. Получается, что несмотря на внешнее благополучие, при обучении в общеобразовательной школе у ребенка из детского дома возникают как общевозрастные (формирование учебной самооценки, установление близких отношений), так и специфические психологические трудности. Специфические трудности в развитии связаны с неадекватной (обычно заниженной) самооценкой, фрустрацией достижения успеха, низкой физиологической сопротивляемостью стрессу. Деятельность психолога общеобразовательной школы, в работе с детьми, проживающими в детском доме, должна быть направлена в первую очередь на компенсацию психического здоровья ребенка после полученных эмоциональных травм, восстановление его личностной целостности, равновесия чувств. Только после восстановления эмоциональной сферы можно проводить работу по его психическому развитию. Жизненный опыт. Откуда? Готовность выпускников коррекционных сиротских учреждений к самостоятельному проживанию подростки и эксперты оценивают по-разному: половина респондентов-выпускников считают себя «не вполне готовыми»; 47% - «полностью готовы» к самостоятельному проживанию. При этом многие отмечали, что боялись выходить из интерната в незнакомый мир. Эксперты утверждают, что выпускники не готовы к самостоятельной жизни, и что подготовить их к этому в существующих условиях сиротского учреждения очень сложно и практически невозможно. Сайт Союза выпускников детских домов России это площадка для общения выпускников сиротских учреждений и поддержки тех, кто покинул стены детского дома Проживание в закрытом учреждении ограничивает усвоение социального опыта сиротами и значительно снижает количество и качество моделей, конструктов поведения, доступных для усвоения. Специфика школ-интернатов состоит в том, что сироты живут, воспитываются и получают образование в одном учреждении, в замкнутом коллективе детей и сотрудников. Процесс социализации детей в сиротском учреждении характеризуется рядом особенностей — специфическими механизмами адаптивного поведения, наличием комплекса социальной неполноценности. В их формировании большую роль играют микросоциальные факторы. Это приводит к тому, что нормы и ценности у воспитанника сиротского учреждения существенно отличаются от общепринятых. Кроме того, образовательная программа этих школ-интернатов существенно сокращена (например, из нее полностью изъяты такие предметы, как химия, физика, иностранные языки, и др.) Подготовка сирот, воспитывающихся в школе-интернате к самостоятельному проживанию, ложится на плечи сотрудников школы-интерната (воспитателей, педагогов, администрации). Подготовка воспитанников — процесс сложный, требующий много сил и времени. Во многих учреждениях практикуются интегрированные предметные курсы (рассмотрение одной учебной темы в рамках разных дисциплин). Для компенсации недостаточного социального опыта воспитанников сиротских учреждений проводится курс «Социально-бытовая ориентировка», нацеленный на повышение их социальной компетентности. Необходимо отметить важную роль социальной службы учреждения, которая отвечает за соблюдение прав воспитанников, оформляет все необходимые для самостоятельного проживания будущего выпускника документы, следит за своевременным получением предусмотренных государством финансовых выплат, льгот и пособий. 63% выпускников считают, что обладают всеми необходимыми бытовыми навыками в полной мере, 27% указали, что им не хватает некоторых их них, остальные - не имеют никаких. Что касается экспертов, то они придерживаются противоположного мнения: выпускники сиротских учреждений не обладают бытовыми навыками в необходимом объеме. Они считают, что ребенку практически невозможно усвоить основные навыки в сиротском учреждении, поскольку организация питания в столовой не предполагает участия воспитанников в приготовлении пищи, а уборка и другие «домашние дела» входят в обязанность сотрудников. Особенно сложно сформировать бытовые навыки и умения у детей, имеющих нарушения психического здоровья, которым для усвоения этого «багажа» требуется регулярное повторение. Что касается такого важного аспекта, как умение распределять бюджет, то только 60% выпускников, по их собственной оценке, умеют это делать, остальным не хватает соответствующих знаний и умений. Исследование постинтернатного жизнеустройства выпускников московской коррекционной школы-интерната в 2004 - 2007 гг. показывает, что, несмотря на всестороннюю поддержку со стороны государства, сохраняется низкий уровень адаптации сирот в обществе. Подростки, имевшие позитивный опыт семейной жизни, после выхода из интерната показывают более высокий уровень законопослушности и хорошие результаты адаптации. Однако у большинства этот уровень весьма низкий, что особенно заметно проявляется в трудоустройстве и организации семейной жизни. Это объясняется тем, что у сирот некорректно сформированы модели семьи, искажены механизмы дружеских и интимных взаимоотношений и практически неразвита трудовая мотивация. Парадокс в том, что неправильная помощь может только усугубить эти проблемы, «научить» манипуляциям… Как избежать ловушек помощи, рассказывает Александр Гезалов, автор книги «Соленое детство» , в прошлом – выпускник детского дома: Портал психологических новостей PsyPress.ru — http://psypress.ru/articles/25184.shtml [Социализация выпускников детских домов] Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться |