Как-то раз один ученый предложил детям из африканского племени поиграть в некую игру. Он поставил возле дерева корзину с фруктами и объявил: «Тот из вас, кто первым добежит до дерева, получит все». Когда он сделал знак, дети крепко сцепились руками и… побежали все вместе, а потом все вместе сидели и наслаждались сладкими фруктами. Удивленный ученый спросил, почему они так сделали, ведь каждый из них мог получить приз единолично. На что дети ответили: «Убунту!». Разве возможно, чтобы один был счастлив, если все остальные грустят?
Слово «убунту» пришло из африканских языков зулу и коса и может быть переведено примерно как «человечность по отношению к другим». Похожие термины есть во многих африканских диалектах; они также означают великодушие, вежливость и доброту по отношению к другим. При этом понятию «убунту» очень сложно найти эквивалент в западных языках. Когда в Африке нужно дать высокую оценку кому-то, можно просто сказать: «Yu u nobuntu» — «Такой-то человек имеет убунту». Это будет означать, что он щедр, гостеприимен, дружелюбен, полон заботы и сострадания. И делится тем, что у него есть.
В понимании простых африканских народов жить по принципу убунту ― значит подтвердить свою человечность, признавая человечность в других и на этой основе устанавливая уважительные отношения с другими.
Первый чернокожий епископ в ЮАР Десмонд Туту говорил: «Одним из понятий в нашей стране является убунту — суть человеческого бытия. Убунту, в частности, говорит о том, что вы не можете существовать как человек изолированно. Это говорит о нашей взаимосвязи. В одиночку вы не можете быть полноценным человеком, и, когда у вас есть это качество — убунту, вас узнают по вашей щедрости. Мы слишком часто считаем себя индивидуальностями, отделенными друг от друга, в то время как мы соединены и то, что мы делаем, влияет на весь мир. Когда мы делаем что-то хорошее, это распространяется вовне, это для всего человечества».
Нельсон Мандела, первый чернокожий президент ЮАР, лауреат Нобелевской премии мира 1993 года, приводит следующий пример: «Путешествующий по стране остановится в деревне, и ему не нужно будет просить еды или питья. Как только он останавливается, люди дают ему еду, заботятся о нем. Это один из аспектов убунту, но есть и другие. Вопрос в том, собираетесь ли вы поступать так, чтобы сообщество вокруг вас могло стать лучше».
Одним словом, мы не существуем сами по себе, а являемся выражением нашей зависимости друг от друга, от сообщества, окружения. Мы настолько взаимосвязаны и взаимозависимы, что обособленного существования просто не может быть: мы живая часть огромного живого Целого. И каждый из нас существует потому, что существуем мы как Целое. Из этого следует, что если ты страдаешь, то и я страдаю. Если ты счастлив, то и я счастлив.
Вадим Карелин