Видим хорошее, Говорим хорошее, Думаем о хорошем
Имя:   Пароль:     Регистрация
Поиск:
Все сообщества / Выпускнику / Жилье  

Участники сообщества:

Жилье 18.01.10 16:38

МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА ОПРЕДЕЛЯЕТ БЛАГОПОЛУЧИЕ.

Положение ребенка в детском доме, несмотря на усилия государства, остается далеким от идеала. Отсутствие родительской любви, низкое качество образования и фактическая изолированность от общества влияют на его формирование. С какими проблемами приходится сталкиваться выпускнику интернатного учреждения? Как защищаются его права? Об этом корреспондентам АСИ Ирине Резцовой и Любови Грибановой рассказал Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Алексей Головань.


А.Г. По официальным данным, ежегодно из стен детских учреждений РФ выходят около 11-12 тыс. человек. Пять лет назад их было всего восемь тысяч. При этом нужно учитывать выпускников, чьи права до сих пор не реализованы. Например, во многих регионах молодые люди не обеспечены жильем, хотя и достигли 23-летнего возраста. В целом, по данным Министерства образования и науки РФ, жилплощадью не обеспечены 90 тыс. выпускников интернатных учреждений. Эта проблема стала аккумулироваться с начала перестройки, когда возникли сложности со строительством жилья, в том числе семейных общежитий при предприятиях. Ведь раньше за выпускниками закрепляли комнаты в общежитиях.

В некоторых регионах на очереди стоят 700-800 молодых людей, но жилье ежегодно получают лишь семь-восемь человек. При этом появляются новые выпускники. Из федерального бюджета на обеспечение выпускников жилплощадью выделено 500 млн рублей – впервые за 15 лет. Хотя, по моему мнению, необходимо выделить не менее 15 млрд рублей. Конечно, в разных регионах стоимость жилья отличается, но в целом такая сумма поможет решить проблему.

Корр. Как складывается ситуация в Москве и регионах?

А.Г. В столице ежегодно заканчивают пребывание в государственных учреждениях около 330-340 человек. Несмотря на некоторые недостатки, встречающиеся в любом большом деле, все они получают однокомнатные квартиры, большинство – в новостройках. Для москвичей жилищная проблема неактуальна: вопрос обеспечения сирот жилплощадью в столице фактически решен. В регионах все зависит от места жительства выпускников (область, регион или районный центр). Там у молодых людей больше стимулов для учебы и работы. Когда человек не имеет жилья, для него на первый план выходит проблема выживания. С одной стороны, столица выполняет обязательства, возложенные на нее законодательством. С другой – создает определенные препятствия для адаптации выпускников. Кроме того, в регионах у молодых людей нет возможности учиться в нескольких учебных заведениях, а в Москве есть.

Корр. Оправдало ли себя введение договора безвозмездного пользования жильем в столице?

А.Г. После его принятия ни одного выпускника не выселили на улицу, ни одна квартира не перешла к мошенникам. Московское правительство преследовало две цели: защитить права выпускников и не дать нажиться на них нечистоплотным людям. Столичные власти считают: если права на квартиру переданы мошенникам, то городу нанесен ущерб в размере ее стоимости. С 2000 года более 3 тыс. сирот получили квартиры. Как показывает практика, только треть из них перезаключают договор. С остальными столичные власти его продлевают. По истечении срока действия договора многие молодые люди не готовы к самостоятельной жизни. Мошенники стремятся оставить без жилья тех, у кого срок действия обязательства перед городом истек. Поэтому власти стараются продлевать действие договора.

Корр. Многие эксперты считают, что адаптации молодых людей препятствуют их инфантильность и неумение ориентироваться в окружающем мире. Тогда зачем столичным выпускникам на бирже труда выплачивают ежемесячно 35 тыс. рублей?

А.Г. Это делается в соответствии с законодательством. Кроме того, размер выплаты зависит от средней заработной платы по субъекту. Однако такая политика не способствует адаптации молодых людей. Некоторые не хотят сразу работать, поэтому заканчивают два, три, иногда и четыре профтехучилища. При этом они не собираются устраиваться ни по одной из полученных специальностей. После окончания учебы выпускники полгода стоят на бирже, что позволяет им сохранить гособеспечение. К тому же благодаря стипендии, которую сироты получают в колледже, они могут не работать. Нередко выпускники проживают по двое-трое в одной квартире, а остальную жилплощадь сдают.

Корр. С какими трудностями сталкиваются выпускники детских домов Москвы?

А.Г. Наиболее актуальна проблема их сопровождения. Этим вопросом занимаются центры социальной помощи семье и детям (ЦСО). Однако многие выпускники стараются либо избегать сопровождения, либо возвращаются в ЦСО в случае возникновения трудностей. Сотрудники центров предъявляют им требования: платить за квартиру, трудоустроиться и др. Однако молодые люди, пользуясь тем, что их нельзя ни к чему принудить, стараются от обязательств уйти. ЦСО работают во многих районах Москвы. Там, где выпускников много (например, в Южном Бутове, Кожухове, Люблино), центры имеют больший штат сотрудников. Так, Центр социальной помощи семьи и детям в Южном Бутове в этом году отметил пятилетие. В настоящее время на его территории проживают более 200 выпускников.

Когда центрам поручили заниматься сопровождением выпускников, никто к этому не был готов. Постановление Правительства Москвы было подписано в 1999 году, но процесс его реализации начался в 2000-2001 годах. После наступления совершеннолетия воспитанники должны получить жилье в течение несколько месяцев. Закрепление жилого помещения или наличие права на него не означает, что сироты в считанные дни вселяются в квартиру. Поэтому они вынуждены уходить к друзьям, в худшем случае в криминальные структуры, то есть туда, где их примут…

Корр. До 2000 года выпускники были предоставлены сами себе?

А. Г. До этого времени в Москве их никто не сопровождал. В других регионах эта проблема до сих пор не решена. Между тем молодые люди выходят из интернатных учреждений не подготовленными к жизни. В настоящее время в компетенцию детских домов не входит сопровождение. Они не обязаны помогать молодым людям в решении социальных проблем. Думаю, этим вопросом должны заниматься органы здравоохранения или образования, но не органы соцзащиты населения. В услугах учреждений соцзащиты нуждаются другие категории населения, например, инвалиды, которые не могут за собой ухаживать, и т.д. Законодательство обязывает центры социальной помощи семье и детям осуществлять патронаж над выпускниками до достижения ими 23-летнего возраста.

Определенную работу ведут общественные организации. В частности, сопровождением занимается Благотворительный фонд «Женщины и дети прежде всего». Тем не менее, НКО не в состоянии решать глобальные задачи. Они готовы решать отдельные проблемы, с которыми не справляется государство. Было бы странно, если бы НКО занимались в целом проблемой выплат жилищных субсидий для выпускников интернатных учреждений. В то же время они могут консультировать сирот, какие документы необходимы для получения льгот, и др. Государство, к сожалению, не считает для себя данный вопрос приоритетным, хотя оно могло бы активно поддерживать общественные организации. Да, существуют вечерние школы. Но такого индивидуального и заинтересованного подхода, как в АНО «РУФ» и Фонде «Большая перемена», мы там не встретим. Отрадно, что НКО создают не обычные вечерние школы, а учебные заведения, ориентированные на потребности детей-сирот. Вообще в Москве действует много уникальных учреждений с уникальными коллективами (более 20 видов)…

Сотрудники системы образования высказывают опасение в связи с тем, что возраст выпускников составляет 16-18 лет. За два-три года их сложно подготовить к самостоятельной жизни. Сегодня, по большому счету, система образования не справляется с этой функцией. Несмотря на существенные изменения, она продолжает работать по старинке. Лишь немногие сотрудники заинтересованы в том, чтобы выпускники находили свое место в жизни. Администрация интернатного учреждения больше озабочена тем, чтобы они покинули стены интерната здоровыми. Выпускники учатся в нескольких ПТУ потому, что не могут найти себя. Для них нужно создавать учреждения с другими учебными программами и преподавателями. Воспитатели обычных детских домов не знают, что делать с запущенным 15-летним подростком. Вся работа направлена на то, чтобы как-то огородить его от негативного влияния общества.

Корр. С какими проблемами приходят к Вам выпускники?

А.Г. Это зависит от их зрелости. Двое молодых людей пожаловались на то, что им требуется ремонт квартир. Когда они получали жилье, никто не обратил внимание на недоработки строителей. Сироты обращались по этому вопросу в префектуру, однако им не помогли. Другая ситуация. Учащиеся колледжа получают два образования, растягивая учебный процесс на три-шесть лет. На свою стипендию они не могут приобрести холодильник, стиральную машину, телевизор и др. Решение бытовых вопросов не входит в компетенцию Уполномоченного по правам ребенка, поэтому я передам этот запрос в Благотворительный фонд «Соучастие в судьбе».

Есть молодые люди, которые хотят учиться в вузе. Так, ко мне пришел выпускник и сказал, что не смог пройти по конкурсу в институт, но у него есть шанс поступить в другой. Для этого нужно письмо поддержки. Это другой уровень проблемы: выпускник не просит купить холодильник, а хочет получить высшее образование. Кто-то приходит по поводу своих детей, которых надо определить в детский сад. Если у ребенка выявлены какие-то отклонения, мы стараемся помочь устроить его в специальное дошкольное (коррекционное) учреждение. Бывают сложные ситуации, которые по закону растолковываются двояко. Представители госструктур не всегда решают вопросы в пользу выпускников. В этом случае мы стараемся защитить их права.

Корр. За 5-10 лет что-то существенно изменилось в этой области? Поддержка государства, общества…

А.Г. В Москве – да. Но эти изменения имеют как положительные, так и отрицательные последствия. В целом же по России возросла численность выпускников интернатных учреждений. Не случайно на первом заседании оргкомитета по проведению Года семьи обсуждались проблемы выпускников. Все понимают, что многие из них не могут создать семью, не имеют возможности жить полноценной жизнью и др. Выход один – максимально сокращать численность воспитанников государственных учреждений. Сироты, жившие в семьях, стремятся учиться, имеют мотивацию к труду. Соответственно, их адаптация проходит без проблем. Можно принуждать молодых людей к труду, но это неэффективно и не дает ожидаемого результата. Чем больше детей будут распределены в семьи, тем быстрее будут снижаться негативные тенденции.

Большинство государств, в том числе бывшего Советского Союза, активно начали развивать семейные формы воспитания, так как понимают, что это выгодно. В ряде стран, например, Молдове, особое внимание уделяется профессиональной подготовке сирот, чтобы молодые люди могли заработать себе на жизнь. Муниципальные учреждения арендуют для выпускников жилье. При этом за рубежом у выпускников нет прав на льготное зачисление в вуз, оно компенсируется системой различных грантов... Стоит ли ждать иного отношения к выпускникам?

Все зависит от толерантности общества. Депутат Московской городской думы Евгений Бунимович считает, что эта проблема относится к категории «я и другой». Чем выше будет уровень толерантности общества в целом, тем лучше отношение к выпускникам.
 

http://www.nashi-deti.ru/interviews/

Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться

Все вместе!
или кто уже успел зарегистрироваться