Видим хорошее, Говорим хорошее, Думаем о хорошем
Имя:   Пароль:     Регистрация
Поиск:
Все сообщества / Выпускнику / Социально-правовая помощь  

Участники сообщества:

Социально-правовая помощь 12.01.10 16:38

Выпускникам детских домов и интернатов.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Используемые понятия
Жилищные права
Права в области труда и занятости
Право на образование
Дополнительные гарантии по социальной защите
Приложения
Предисловие

В последние годы в России наблюдается рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Их общее количество ежегодно увеличивается примерно на тридцать-сорок тысяч человек и приблизилось сейчас к полумиллионной цифре. Причем лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого “социального сиротства”, то есть являются сиротами при живых родителях. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации крайне важное значение.

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусмотрено комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество.

В настоящем пособии отражены отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав выпускников учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в области труда и занятости, жилищной сфере, при обучении и переобучении, медицинском обслуживании и в некоторых других аспектах. Также в пособии приведены образцы заявлений и жалоб, рекомендации, адреса и телефоны государственных органов и общественных организаций, которые помогут отстоять права и интересы выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Используемые понятия Вверх

Дети - сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на дополнительные гарантии по социальной защите;

учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома - интернаты для детей - инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально - реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке;

опека и попечительство - форма устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет;

полное государственное обеспечение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости; обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте восемнадцати лет и старше, но не более чем до двадцати трех лет имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях;

выпускники учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица, находившиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения;

дополнительные гарантии по социальной защите - законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во время получения ими очного профессионального образования.

Отсутствие родителей должно быть подтверждено соответствующими документами: копии свидетельств об их смерти; копии решений суда о лишении родительских прав, отобрании ребенка, признании безвестно отсутствующими, объявлении умершими, признании их недееспособными; копии приговора суда об осуждении родителей; медицинский документ о длительной болезни родителей, препятствующей выполнению ими своих обязанностей; документ, подтверждающий то, что ребенок был подкинут; материалы о розыске родителей и др.

Эти документы являются юридическим основанием для предоставления лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, материального обеспечения и льгот.

В тех случаях, когда имеется документ, подтверждающий лишение ребенка родительского попечения, только в отношении одного родителя, а другой родитель длительное время не принимает участия в содержании и воспитании ребенка и последний был устроен на воспитание и содержание в детское интернатное учреждение или под опеку (попечительство), то эти дети относятся к числу детей, фактически оставшихся без попечения родителей, и на них распространяются нормы материального обеспечения и льготы.

В этих случаях запрашиваются сведения отдела народного образования, исполкома поселкового, сельского Советов, школы, судебного пристава, органа опеки и попечительства и др. об участии родителей в воспитании и содержании ребенка. При определении понятия “единственный родитель” представляется справка из ЗАГСа о записи отца ребенка по указанию матери.
Жилищные права Вверх

Одним из важнейших вопросов, с которым сталкиваются выпускники учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является вопрос обеспечения жилой площадью. При этом надо иметь в виду, что защита жилищных прав осуществляется в следующих направлениях: закрепление жилья, предоставление жилья и контроль за фактическим его использованием до наступления совершеннолетия выпускников, контроль при заключении сделок с жилыми помещениями, принадлежащих несовершеннолетним выпускникам. Рассмотрим данные вопросы подробнее.

Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Имейте в виду, что вы имеете право именно на внеочередное предоставление жилья, а не на первоочередное, которое предполагает постановку в льготную очередь наряду с инвалидами ВОВ, инвалидами труда I и II групп, учителями и др. (в соответствии со ст. 36 ЖК РСФСР), что значительно увеличит срок ожидания получения жилья.

При трудоустройстве выпускников с предоставлением места в общежитии, право на внеочередное предоставление жилья сохраняется, так как в соответствии с жилищным законодательством проживание в общежитии является основанием для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий (ст. 29 ЖК РСФСР).

С заявлением о предоставлении жилья выпускникам, не имеющих закрепленного жилого помещения, необходимо обращаться в администрацию района по месту пребывания или регистрации. Если за выпускниками закреплено жилое помещение, необходимо обращаться по месту закрепления жилой площади.

Регистрационный учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Снятие детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

Детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации.

При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Требование законодательства о необходимости предварительного разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, собственниками которых являются дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, распространяется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние временно отсутствуют, однако на момент приватизации имеют на это жилое помещение равные с собственником либо нанимателем права.

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

В случае, если в жилом помещении проживают исключительно несовершеннолетние, финансирование расходов на оформление договора передачи жилого помещения в собственность несовершеннолетним осуществляется за счет средств субъектов Российской Федерации.

Для обеспечения жилой площадью детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут создаваться специальные жилищные фонды за счет средств соответствующих бюджетов и других не запрещенных законом источников.

Детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гарантируется право собственности на земельные участки, ранее предоставленные их родителям на правах собственности, постоянного (бессрочного) пользования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, а также на земельные доли, права на которые были получены родителями в ходе приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса.

Рассмотрение всех вопросов, связанных с отчуждением жилой площади, заключением, а также изменением всевозможных договоров, косвенно или напрямую затрагивающих законные права и интересы несовершеннолетних, проживающих в семье либо лишенных родительского попечения и помещенных в государственные учреждения любых форм собственности на полное государственное обеспечение, а также выпускников данных учреждений, следует проводить коллегиально с учетом мнения законных представителей, самих несовершеннолетних на заседаниях комиссий (советов) по охране прав детей, а также других органов, на которые органами местного самоуправления возложены функции по опеке, попечительству в отношении несовершеннолетних.

В целях более эффективной защиты жилищных прав несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения, вне зависимости от формы их устройства, их законные представители (опекуны, попечители, администрация соответствующего учреждения) в случае, когда несовершеннолетние остались проживать в жилом помещении одни, обязаны в трехмесячный срок с момента устройства ребенка оформить договор передачи жилого помещения в собственность ребенка (приватизировать) и в случае длительного отсутствия там несовершеннолетнего принять меры для его использования в интересах ребенка.

Продажа жилых помещений, принадлежащих несовершеннолетним, находящимся в учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников в возрасте до 18 лет либо проживающих в семьях опекунов (попечителей), не рекомендуется.

При рассмотрении вопросов по отчуждению жилых помещений, принадлежащих на праве собственности, в том числе несовершеннолетним, органам опеки и попечительства рекомендуется запрашивать следующие документы:
а) заявление несовершеннолетнего старше 14 лет о согласии на данную сделку;
б) справки БТИ, удостоверяющие балансовую стоимость жилых помещений на момент обращения;
в) разрешение на регистрацию в населенном пункте субъекта Российской Федерации в случае выезда семьи по новому адресу из ОВД;
г) выписку (справку) из домовой книги с места регистрации несовершеннолетнего по месту жительства.

В случае выдачи органом опеки и попечительства предварительного разрешения на совершение сделки по продаже жилых помещений с приобретением жилья после его продажи (с последующим приобретением) в постановляющей части постановления (распоряжения) необходимо указывать, что продажа производится с обязательным приобретением жилой площади на имя несовершеннолетнего в случае, если он теряет долю собственности, или указывается, где он будет проживать в случае, если он является только членом семьи собственника.

На этом основании оформляется договор продажи жилого помещения с условием.

Копия договора предоставляется в орган опеки и попечительства.

Оформление предварительного разрешения на совершение сделки с жилыми помещениями, в которых несовершеннолетние являются собственниками, сособственниками, членами семьи собственника жилого помещения, дома, производится в форме постановления (распоряжения) органа местного самоуправления по месту жительства несовершеннолетних.

В случаях произвольного изменения (перерегистрации ребенка с одной жилплощади на другую) родителями несовершеннолетнего договора социального найма жилого помещения (при включении ребенка в ордер на жилое помещение), когда происходит явное ухудшение жилищных условий несовершеннолетнего, целесообразно вмешательство органа опеки и попечительства для восстановления законных прав несовершеннолетнего в соответствии с требованиями ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР.

В случае временного отсутствия выпускников интернатных учреждений из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в предоставленных им жилых помещениях, в связи с продолжением учебы в других учебных заведениях, органы опеки и попечительства обязаны принять меры по сохранности данных жилых помещений до момента окончательного их заселения.
Права в области труда и занятости Вверх

Главной задачей государства в сфере труда и занятости выпускников учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий, включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу, а также резервирование отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.

Значительная роль в решении данной задачи принадлежит законодательству о труде молодежи, содержащие дополнительные гарантии по обеспечению занятости молодежи, охране труда, а также правовые нормы, направленные на облегчение процесса перехода молодежи от учебы к трудовой деятельности, и др.

Рассмотрим особенности регулирования труда указанных выше выпускников в следующих аспектах: право на труд, обеспечение правовой и социальной защищенности (гарантий) в сфере труда, права в трудовых правоотношениях.

В целях содействия занятости выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей органами местного самоуправления осуществляется квотирование рабочих мест, т.е. устанавливается минимальное количество рабочих мест, на которые работодатель обязан трудоустроить граждан из числа молодежи, включая рабочие места, где уже работают лица этой категории.

Размер квоты и сроки ее действия определяются органами местного самоуправления с привлечением соответствующего территориального органа государственной службы занятости населения, органа по труду и общественной организации, представляющей интересы молодежи, и утверждаются на срок не менее календарного года.

Квотирование осуществляется для трудоустройства выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также лиц молодежи 18-ти лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (сирот, выпускников детских домов, детей оставшихся без попечения родителей, подростков, оставивших учебу, лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания, и др.). Отказ в приеме на работу в счет установленной квоты указанным лицам из числа молодежи запрещается и может быть обжалован ими в суд.

При обращении в органы государственной службы занятости населения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет эти органы должны осуществлять профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивать диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья за счет средств государственного фонда занятости населения РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают профессиональную деятельность выпускников учреждений социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В учреждении социального обслуживания могут быть созданы специализированные рабочие места.

Трудоустройство молодежи в счет установленной квоты производится работодателем по направлению территориальных органов службы занятости населения. При этом комитет по труду и занятости населения мэрии совместно с органами опеки и попечительства администраций районов города в течение трех лет работы обеспечивают контроль за адаптацией выпускников учреждений на производстве.

Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в области.

Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.

В целях расширения возможностей для трудоустройства безработной молодежи и приобретения ею профессиональных знаний, умений и навыков осуществляется также временная занятость молодежи - организуется “молодежная практика”. Суть этой практики состоит в том, что органы службы занятости на основе анализа ситуации, сложившейся на региональном рынке труда, и при наличии средств бюджета регионального фонда занятости выявляют в организациях всех форм собственности возможности и условия для создания временных ученических мест для обучения безработной молодежи профессиям (специальностям), конкурентоспособным на рынке труда, и заключают с работодателями договоры о профессиональной подготовке молодежи.

В договорах предусматривается количество применяемых на обучение, перечень профессий (специальностей), по которым работодатель будет обучать безработную молодежь, срок обучения и т.д. В соответствии с такими договорами органы службы занятости направляют лиц из числа безработной молодежи на собеседование с работодателем, который принимает решение о трудоустройстве безработного или об отказе ему. В случае принятия решения о зачислении безработного на ученическое рабочее место с ним заключается срочный трудовой договор на период до 6 месяцев.

Средства для частичной компенсации расходов по заработной плате граждан, принятых на ученические рабочие места в рамках “молодежной практики”, выделяются из бюджетов региональных служб занятости.

По истечении срока договора работодатель высылает в орган службы занятости копию приказа о приеме на работу гражданина по трудовому договору (контракту) или копию приказа об увольнении его из организации. Гражданин, который по окончании “молодежной практики” не будет трудоустроен на постоянное (временное) место работы на данном или другом предприятии, может быть вновь признан безработным в установленном порядке.

Временная занятость безработной молодежи может быть обеспечена также путем привлечения молодых безработных граждан к выполнению общественных работ -общедоступных видов трудовой деятельности, как правило, не требующих предварительной профессиональной подготовки работников, имеющих социально полезную направленность (благоустройство территории, восстановление памятников архитектуры, уход за престарелыми и больными в соответствующих учреждениях и т.д.). Проведение указанных работ организуется органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости в организациях, для которых выполняются общественные работы, а при необходимости - субъектами РФ и фондом занятости.

Направление на такие работы осуществляется органами службы занятости. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор сроком до шести месяцев. Работодатель не вправе отказывать лицам, направляемым органами службы занятости населения, в приеме на общественные работы, проведение которых финансируется за счет средств субъектов РФ или Государственного фонда занятости населения.

Лицам, занятым на общественных работах, оплата труда производится за фактически выполненный объем работ в соответствии с действующими на предприятии условиями оплаты труда или на договорной основе, но не ниже минимального уровня, установленного законодательством. Кроме того, за ним сохраняется право на получение пособия по безработице.

Право на труд лиц, не достигших 18-ти летнего возраста, обеспечивается специальными гарантиями не только на стадии трудоустройства, но и при расторжении с ними трудового договора. Эти гарантии закреплены действующим законодательством и направлены на ограничение увольнения работников моложе 18-лет. Увольнение работников этого возраста по инициативе работодателя допускается, помимо соблюдения общего порядка увольнения, только с согласия государственной инспекции труда субъекта РФ и районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних. При этом увольнение, связанное с ликвидацией организаций, сокращением численности или штата работников; обнаружившимся несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации либо состояния здоровья, препятствующих продолжению данной работы; восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, производится лишь в исключительных случаях и не допускается без последующего трудоустройства.

В связи с тем, что Российское государство в соответствии с международными актами приняло на себя обязательства по защите лиц, не достигших 18-летнего возраста от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы которая может представлять опасность для их здоровья или служить препятствием в получении ими образования, либо наносить ущерб здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию, законодательство о труде, приравнивая несовершеннолетних в трудовых отношениях совершеннолетним, в области охраны труда, режиму труда и отдыха и некоторых других условий труда предусматривает для них дополнительные гарантии.

Так, в соответствии с трудовым законодательством, запрещается применение труда лиц моложе 18-лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами). Этот запрет распространяется также на учащихся принимаемых на работу с тем, чтобы они могли трудиться в свободное от учебы время.

В законодательстве предусмотрено, что при подборе подходящих для молодежи работ необходимо учитывать, чтобы представляемая молодым гражданам работа соответствовала возрастным и психофизиологическим особенностям молодых людей, способствовало профессиональному росту, продвижению по службе, формирования и развитию их личности.

Для лиц, не достигших 18 лет установлены пониженные нормы переноски и перемещении тяжести. Для юношей в возрасте от 16 до 18 лет - 16,4 кг; для девушек этого возраста - 10,25кг. Определены также нормы перемещения тяжести на тележках, в вагонетках. Причем несовершеннолетние допускаются к переноске и передвижению тяжести в пределах установленных для них норм лишь при условии, что этот труд непосредственно связан с их основной профессией или специальностью и занимает не более одной трети времени. Подростки в возрасте от 15 до 16 лет могут привлекаться к переноске и передвижению тяжести лишь в исключительных случаях с понижением весовых норм для них в 2 раза. Лица моложе 21 года принимаются на работу лишь после обязательного предварительного медицинского осмотра и до достижении 21 года подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру для определения их пригодности по состоянию здоровья поручаемой работе. Такие осмотры осуществляются за счет средств работодателя.

Для лиц моложе 18 лет установлены сокращенная продолжительность рабочего времени и дополнительные требования к режимам их труда. Так продолжительности рабочего времени лиц в возрасте от 16 до 18 лет не должна превышать 36 часов в неделю; в возрасте от 15 до 16, а также для учащихся в возрасте от 14 до 15, работающих в период каникул - не более 24 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени учащихся, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины указанных норм, установленных для лиц соответствующего возраста.

На предприятиях и в учреждениях, работающих по режиму пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями продолжительность ежедневной работы лиц от 16 до 18 лет не может превышать 7 часов, а лиц в возрасте от 15 до 16 - 5 часов.

Рабочих и служащих, не достигших 18-летнего возраста, запрещается привлекать к ночным и сверхурочным работам и к работам в выходные дни, а также к дежурствам, устанавливаемым в некоторых организациях по распоряжению работодателя до начала или после окончания рабочего дня, в выходные или праздничные дни для поддержания порядка и оперативного решения возникающих неотложных вопросов, не относящихся к производственной деятельности данной организации. Для лиц моложе 18 лет запрещается вводить суммированный учет рабочего времени за длительный отчетный период (за сезон, навигацию, за год). Запрет распространяется, в частности, на работников вагонов-ресторанов и работников судовых ресторанов морского и речного транспорта, баров, работников подвижной торговой сети и др. Ограничивается также привлечение к сверхурочным работам молодежи, обучающихся без отрыва от производства.

Ежегодный оплачиваемый отпуск работникам моложе 18 лет устанавливается продолжительностью не менее 31 календарного дня. Этот отпуск может быть использован ими в любое удобное для них время.

Для рабочих моложе 18 лет нормы выработки устанавливаются исходя из норм выработки для взрослых рабочих пропорционально сокращенной продолжительности рабочего времени для лиц, не достигших 18 лет (ч.1 ст.179 КЗоТ). Например, если взрослый рабочий за 8-ми часовую смену должен сделать 80 деталей, то для подростка от 16 до 18 лет норма выработки, пересчитанная на 7 часов, будет равна 70-ти деталям.

Для молодых рабочих поступающих на работу после окончания общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального образования, а также прошедших профессиональное обучение на производстве, в предусмотренных законодательством случаях и размерах и на определяемые им сроки могут утверждаться пониженные нормы работки. Такие нормы утверждаются работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным или иным представительным органом работников (ч.2 ст.179 КЗоТ). Размеры и сроки, на которые устанавливаются пониженные нормы выработки для молодых рабочих, установлены отдельными нормативными актами и не одинаковы для различных отраслей хозяйства.

Заработная плата работникам моложе 18 лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы выплачивается в таком же размере, как работникам соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы.

Труд работников моложе 18 лет, допущенных к сдельным работам, оплачивается по сдельным расценкам, установленным для взрослых работников, с доплатой по тарифной ставке за время, на которое продолжительность их ежедневной работы сокращается по сравнению с продолжительностью ежедневной работы взрослых работников.
Право на образование Вверх

Для реализации права на образование гражданам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью или частично оплачивает расходы на их содержание в период обучения.

В целях обеспечения фактического равенства при поступлении в учебные учреждения в рамках количества мест приема, финансируемых из федерального бюджета, выделяется определенное количество мест для целевого приема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Число студентов, принимаемых для обучения за счет средств федерального бюджета, и структура их приема в высшие учебные заведения, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, устанавливаются ежегодно по согласованию с федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются вне конкурса.

Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение.

Лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе получать бесплатно второе начальное профессиональное образование.

Лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

Обучающимся из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплачивается сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

Обучающимся из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии. Выплата указанного пособия осуществляется в срок до 30 дней с начала учебного года за счет средств, выделяемых образовательным учреждениям из соответствующих бюджетов.

Выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению Совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении.

При предоставлении обучающимся из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.

Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в образовательных учреждениях всех типов и видов, администрацией данных учреждений обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом в период каникул к месту жительства и обратно к месту учебы.
Дополнительные гарантии по социальной защите Вверх

Дополнительные гарантии по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение в рамках бюджетных ассигнований целевых программ по охране и защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с потребностями региона, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров, поддержку негосударственных центров по социальной адаптации и реабилитации на базе образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания населения и других учреждений.

Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.

Детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно - профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета.

Детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно - оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно - курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета, за счет средств внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.

Обучающиеся, воспитанники всех типов образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске из этих образовательных учреждений обеспечиваются соответствующим образовательным учреждением сезонной одеждой и обувью по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее двух минимальных размеров оплаты труда.

Выпускники образовательных учреждений из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования при трудоустройстве на предприятия, в учреждения и организации всех форм собственности обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее пяти минимальных размеров оплаты труда. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.

Также выпускники могут воспользоваться правом получения при трудоустройстве долгосрочных кредитов на льготных условиях для жилищно-бытового устройства и приобретения товаров длительного пользования в банках Российской Федерации.
Приложения

Образцы заявлений и жалоб

В Федеральный суд общей юрисдикции
Кировского района г.Новосибирска
ИСТЕЦ: Петрова Ольга Ивановна,
адрес: г.Новосибирск-119, ул.Зорге,
дом 37, кв. 28.
ОТВЕТЧИК: ЗАО “Термех-Алекс”,
адрес: г.Новосибирск-106, ул.Петухова 3

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
о восстановлении на работе, оплате за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда

Я работала закройщицей в ЗАО “Термх-Алекс” с 23.08.1998г. Приказом №18 от 22.12.1999 г. я уволена в связи с восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу.
Увольнение считаю незаконным, т.к. при увольнении администрацией предприятия не соблюден порядок увольнения, предусмотренный ст.183 КЗоТ, предусматривающий согласование увольнения с государственной инспекцией по труду и комиссией по делам по несовершеннолетних. Кроме того, так как я являюсь несовершеннолетней, увольнение не допускается без последующего трудоустройства, что администрацией сделано не было.
С 23.12.1999 г. я не работаю. В настоящее время я занята поиском работы, испытываю денежные затруднения.
В соответствии со ст.ст. 213, 214, 183 КЗоТ РСФСР

Прошу:
1. Восстановить меня на работе в должности закройщицы в ЗАО “Термех-Алекс”.
2. Взыскать с ЗАО “Термех-Алекс” в мою пользу средний заработок за время вынужденного прогула с 23.12.99 г. по день восстановления на работу.
3. Взыскать с ЗАО “Термех-Алекс” в мою пользу компенсацию за моральный вред в размере 1000 (тысячи) рублей.

Приложение:
1.Копия приказа о приеме на работу.
2.Копия приказа об увольнении.
3.Справка о средней заработной плате.
4.Копия искового заявления.

Подпись Дата

Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться

Все вместе!
или кто уже успел зарегистрироваться