Сироты-невидимки
На днях в Москве прошла конференция по адаптации детей-сирот, на которой опять говорили о проблемах и трудностях детей после пребывания в детском доме. Представители власти и НКО много говорили о понимании их проблем, называли цифры, которые уже звучат со времен СССР, хотя уже даже есть и некоторые научные работы на эту тему. Даже есть исследования воспитательской среды, но в целом говорить о том, что система заработает в ближайшие год-два не приходится. Связано это в первую очередь с тем, что для многих так и неясно, кем считать выпускника детского дома, каков его социальный статус, и какая государственная структура отвечает за качество услуг по опеке выпускников детских домов. Также законодательно не закреплена эта основная фигура, готовая нести ответственность за качественно-количественное успешное становление детей после детского дома. Звучали цифры, что только 10 % сирот находится на связи с детскими домами и более или менее известно, что с ними происходит, остальная же часть сирот так и остается невидимой. Во многих регионах, в нарушение законодательства многие детские дома берут на себя эту ответственность, хотя осознают, что выполняют несвойственный им функционал. Тем самым создавая «сиротскую стаю», которая не отходит от стен детского дома далеко, этакая зависимость, и даже созависимость. Хотя кое-где уже созданы недетдомовские системы, есть опыт в этой работе, но пока этот опыт больше похож на «систему ради системы». Сирот в ней нет.
Удивили некоторые юристы, которые идентифицировали некоторые вопросы сирот не как проблему сироты, а как личную. Были высказаны предложения настаивать на реализации своих прав в паспортных службах приехавшим сиротам на новую территорию,а для потерявших листок убытия, добиваться их постановки на учет и получение регистрации даже без этого листка. Это говорит, что люди не понимают, что мало того, что сирота с пустым безпечатным паспортом - объект для получения от милиции некоторых «инструкций», но и непонимание, что сироты при малейшей проблеме прячут голову в асфальт. А тут целая эпопея с документами и умением отстаивать свои права. Вообще вопрос - наличие консолидированного документа, который бы информировал контактора от социальных структур о том, кто перед ними и что необходимо сделать для данного субъекта. Пока что сироты выходят из детского дома с единственным документом - паспортом, в котором чаще всего нет печати о регистрации и прописке, хотя бы общежитской, но в связи с тем, что до того момента, пока он вселиться в общежитие, у него в паспорте тотальная чистота.
Также рассматривались вопросы развития иных форм помещения сирот в иные социальные среды, минуя детский дом. Свой проект предоставила известная всем Деревня SOS, представители которой так и не ответили на вопрос, почему сирот воспитывает одинокая женщина, и где еще один субъект отношений - мужчина. Ведь известно, что и в обыкновенных детских домах сирот воспитывают в основном женщины. И чем отличие деревни SOS от малокомплектных детских домов, не совсем ясно. Шел разговор и об обучении воспитательского состава детских домов и школ-интернатов, от работы которых зависит качество качеств выпускника детского дома. Пока что государственная система не дает возможности сотрудникам повысить свои знания, обеспечивая их этим сервисом раз в пять лет, что конечно же крайне мало. Учитывая, что только 35 % сотрудниц имеют высшее образование. А общественные организации чаще всего занимаются праздниками и танцами с теми же сиротам, в упор не замечая педагогические коллективы.
Много говорилось о том, что некоторые проекты существуют за счет грантов, и это слово просто стало главным в выступлении тех, кто рассказывал о том, как на западные или наши средства создают проекты помощи сиротам выпускникам. Высказывали опасение, что если гранты закончатся, то и закончится эта работа. Безусловно , это настораживает, потому что система помощи должна работать вне зависимости есть грант на эту деятельность, или его нет. То есть, государство обязано это делать за своей счет.
За овальным столом в Общественной палате встретились те, кто уже несколько десятилетий пытаются решить эту проблему - адаптацию детей-сирот, выпускников детских домов. И то, что государство начинает прибирать этот вопрос в свои руки, говорит о том, что общественная система так же не справилась с задачей, потому что так и не сделала самого главного, без чего преемственность ребенка после детского дома так и не осуществлялась. К примеру,в некоторых регионах на местах приема сирот сидят целые штаты, но дети к ним не идут. А ответ крайне прост, сироты, привыкшие к постоянному контакту с воспитателями детского дома и одноразовыми добровольцами, не знают тех, кто хочет им помочь, на улице, вне детского дома. И часто, именно сотрудникам детских домов доверяют свои проблемы и спешат за поддержкой. Потому что с системой, которая вне детского дома им не известна, нет ни связей, ни личного знакомств, потому что сотрудники этих центров сидят и ждут, когда вышедшие выпускники придут к ним решать свои проблемы. А те даже и не знают тех, кто не знает их. Для этого необходимо, чтобы представители системы адаптации и поддержки сирот знакомились с ними еще тогда,когда дети-сироты только поступили в детский дом. Потому что без личного доверительного контакта, взаимопомощь невозможна. Вот и сидят сорок человек в Смоленске и ждут детей, которые в них не то что не нуждаются, а они не знают друг друга. Вот над чем надо работать, прежде чем начинать создавать систему поддержки сирот, не сидеть в кабинетах внутри города, а идти в детский дом и искать длительной привязанности и контакта. А пока, система есть, а толку нет. Но главное, что это многие начинают понимать, возможно, скоро что-то изменится. Сироты не будут невидимками после детского дома, потому что их есть кому видеть и им помогать. Давайте обнаружим сирот, вместе.
А.Гезалов
Источник www.cirota.ru
Рейтинг: 0
Комментарии